Повышение квалификации – постоянный процесс. Даже если человек умеет выполнять свои обязанности, ему есть куда расти. Курсы общения – один из способов повышения квалификации. Кроме рабочих моментов, есть и бытовой: если уметь правильно общаться с семьей, количества конфликтов и спорных ситуаций будет значительно меньше.
Виды курсов по общению с людьми
Курсы по общению с людьми обычно называются курсами по развитию коммуникативных навыков или искусства общения. Например, «Курс коммуникации», «Как общаться с уверенностью», «Эффективное общение», «Как улучшить навыки общения», и т. д. Также могут использоваться термины «Тренинг по коммуникации» или «Коучинг по общению». В наименованиях курсов можно запутаться. Неподготовленный человек видит различные направления и не всегда понимает, чему его будут учить.
В зависимости от программы, есть 5 популярных направлений:
- Ораторское мастерство. Базовый уровень, на котором объясняется, как правильно говорить. Наставники дают упражнения для улучшения дикции, убирают основные ошибки и работают над голосом.
- Деловое общение. Каноны коммуникации в деловой среде. По каким принципам строятся переговоры, как искать свои сильные и слабые стороны, минимизировать риски.
- Конфликтология. Способность решать конфликты на рабочем месте. Учат, как взаимодействовать с коллегами и начальством, чтобы минимизировать спорные ситуации. Какие приемы общения помогают выстраивать границы.
- Коммуникация. Общее направление. Изучает ораторское мастерство с минимумом делового общения. Наставники помогают понять, по каким принципам строится диалог между людьми, что нужно соблюдать и как себя вести.
- Психология общения. Общее направление. Включает в себя деловое общение, конфликтологию и коммуникацию с людьми. Профессиональная подготовка чаще направлена на менеджеров и лидеров.
Большинство курсов общения направлены на профессиональную деятельность. Их можно разделить на два уровня: для рядовых позиций и для руководителей. Первые чаще изучают конфликтологию и коммуникацию, для вторых интереснее деловое общение. Исключение – продажники, которым нужна профессиональная подготовка для основной деятельности.
Основа всех курсов – умение управлять своим голосом, эмоциями и знание правил, по которым общаются люди. Вне зависимости от направления, это база, от которой потом строится дальнейшее обучение. Потом на основу наслаивается теория, конкретные примеры и способы взаимодействия с людьми.
Как выбрать обучение
Обучение деловому общению происходит в двух форматах: на курсах повышения квалификации и на отдельных занятиях. Первые готовят специалистов на конкретную должность. Большинство позиций требует, чтобы человек умел общаться с клиентами, коллегами и начальством. Обучение строится в рамках одной специальности, ситуации разбираются исходя из рабочего опыта.
Общие курсы дают больше теории о переговорах. Часто уделяют внимание манипуляциям и способам работы с ними.
Как правильно выбрать обучение:
- Выбрать направление. Каждый из пяти видов курсов дает разную информацию. Нужно определиться с приоритетным направлением.
- Изучить варианты. На рынке много предложений обучения, поэтому нужно сначала проанализировать, что выгодно, а что нет.
- Посмотреть программу. Обязательно должна быть и теоретическая, и практическая часть. Работа с манипуляциями и разбор конкретных примеров обязательны.
- Изучить спикеров. Кто они, чем занимаются, какой квалификацией обладают. Это либо сильные специалисты в своей нише на руководящей должности, либо специалисты в области делового общения.
Самое важное – спикеры. Они определяют, какие материалы дают ученикам, и выстраивают общение. Без сильных спикеров невозможно построить хорошее обучение.
Курсы по общению с людьми делятся на разные направления. Чтобы пройти обучение и почувствовать изменения, необходимо сначала определиться, для чего оно нужно, а затем следовать четырем простым шагам. Грамотные курсы помогут лучше справляться с конфликтами и правильно выстраивать переговоры.