Все знают, что борт авиалайнера содержит множество круглых окошек. Почему они именно такой формы? Из чего изготавливаются? И как называется такое окно в самолете? Подобные вопросы могут возникать у любого человека, хоть раз совершавшего перелет. Все это и другие интересные и полезные факты и сведения об этой детали авиатранспорта достойны более тщательного и детального рассмотрения.
Как называется окно в самолете и почему такое название
Многие любят сидеть у окошка во время полета, чтобы наблюдать за живописными видами, открывающимися внизу.
Как же правильно называются окна для пассажиров на воздушном судне?
Называют их иллюминатор (лат. illuminator — «осветитель»). Такое же название имеют застекленные, обычно круглые, окна у подводных судов и космических кораблей.
Для чего нужно окно в самолете: функции
Назначение иллюминатора воздушного судна:
- Создание в салоне естественного освещения.
- Обеспечение безопасности перелета.
- Оценка положения за бортом в случае внештатных ситуаций.
- Защита от воздействий внешней среды (низкие температура, атмосферное давление, высокий уровень шума).
- Обзор салона во время эвакуации пассажиров.
Что представляет собой иллюминатор
Окна на авиалайнере существенно отличаются от обычных. Иллюминатор самолета обладает рядом уникальных свойств и особенностей.
Конструкция окна
Иллюминатор представляет собой высокопрочный стеклопакет из акрилового пластика, имеющий круглую или овальную форму с небольшим отверстием в центральном стекле. Выбор именно такой конфигурации будет понятен после рассмотрения особенностей окон.
Внутренняя часть из оргстекла выполняет функции шумо- и теплоизоляции и защиты от механических повреждений.
Внешний иллюминатор представляет собой силовую конструкцию. Внешнее и среднее пластиковые акриловые стекла крепятся резиновыми уплотнителями с зажимами, герметизируя салон.
Глазу видна только та часть иллюминатора, которая выполняет теплоизоляционные свойства. Остальные слои обзору недоступны. Количество оконных проемов определяется конфигурацией лайнера.
Почему округлая форма, а не прямоугольная
Оказывается, округлость несущих деталей: окон, корпуса, люков и дверей самолета продиктована соображениями безопасности. Нагрузка, создаваемая резким изменением показателей температур и давления, при такой форме элементов воздушного судна распределяется равномерно, не концентрируясь в определенных точках, как это было бы при наличии углов.
Внимание! Резкая декомпрессия (падение давления) на высоте 10 км при разгерметизации может вызвать эффект взрывной волны.
При наборе лайнером высоты давление снаружи самолета спадает быстрее, чем в салоне. Такой перепад способствует расширению материала корпуса под воздействием постоянно растущего напряжения. При достижении критической точки возможны разгерметизация и разрушение самолета.
Сглаженные и округлые формы создают меньшее сопротивление, в то время как квадратные окна создавали бы барьер для прохождения напряжения, скапливаясь в углах. Это способствовало бы образованию в них трещин, в дальнейшем приводящих к печальным последствиям. В круглых или овальных окнах давление распределяется по всей кривой, минимизируя риск деформации.
Интересно! В 50-е годы выпустили первый пассажирский реактивный лайнер «Комета». Он обладал уникальными на то время техническими характеристиками и герметичностью кабины. А в 1954-м году прямо в воздухе рассыпались 2 таких самолета. Причина: иллюминаторы квадратной формы.
После трагедий, произошедших из-за неправильной конструкции, проводились многочисленные исследования. Их целью было выяснение истинной причины катастроф. Тщательно изучалась природа возникновения напряжения материалов. Произведенные усовершенствования, сделанные на основании полученных выводов, позволили начать создание авиалайнеров безопасной конструкции.
Зачем маленькое отверстие на окне
Этот очень любопытный вопрос может поставить в тупик многих, даже достаточно образованных людей. Так зачем же нужны эти дырочки?
Внешний слой иллюминатора самый прочный из всех, выдерживает огромные перепады давления и обеспечивает высокую степень герметизации. Два других стекла не так прочны. Изготавливают их из более дешевого материала. Чтобы центральное окно не лопнуло при перепаде давлений, создается отверстие в его нижней части. Через него убирается излишек воздуха.
Это стабилизирует давление в межстекольном пространстве и препятствует образованию конденсата и, соответственно, запотеванию и обледенению. Также сохраняются комфортные микроклиматические условия в салоне лайнера.
Например, на взлете за бортом плюсовая температура. По мере набирания высоты она резко снижается и на высоте 10 000 м достигает отметок –50 градусов и ниже. Происходит расширение и сжатие воздушных масс, приводящее к существенным нагрузкам, воздействующим на стеклопакеты.
Интересно! В советских АН-24 в иллюминаторах не было дырочек. Их заменяли трубчатые воздуховоды в обшивке фюзеляжа. Они и создавали оптимальный уровень давления в элементах конструкции.
Особенности окна в зависимости от класса обслуживания
В бизнес классе за счет того, что расстояние между рядами кресел увеличено, в распоряжении пассажира получается два иллюминатора большего размера, чем в экономе. Премиум и бизнес класс могут похвастаться также и снабжением дополнительного освещения благодаря системе электрохромов.
Большие размеры и регулировка затемнения иллюминаторов в этих частях салона создают более комфортные условия для пассажиров во время полета и обеспечивают панорамный обзор.
Основные особенности окон, находящихся в классах эконом и стандарт:
- В стандартном классе обслуживания иллюминаторы несколько меньше, чем в бизнесе или первом. Но больше, чем в обычном экономе.
- Некоторые окошки экономкласса в хвостовой части лайнера не открываются.
- Шторки для затемнения имеются как в экономе, так и в стандарте.
- Есть вероятность того, что в экономклассе окно будет располагаться над крылом и скрывать значительную часть обзора.
Могут ли разбиться иллюминаторы при жестком приземлении
Сверхпрочный материал стеклопакета, из которого сделаны окошки, на воздушном судне выдерживают нагрузки до 4 тонн. Именно такое воздействие испытывает авиалайнер при взлете и наборе высоты.
Если уж с такими нагрузками стеклопакеты иллюминаторов справляются, то и неблагоприятные условия посадки им также не страшны.
Интересно! Стюардессы всегда встречают пассажиров с руками, спрятанными за спину. Оказывается, бортпроводница пересчитывает пассажиров, каждый раз нажимая на кликер — специально предназначенное для этого устройство. Почему за спиной? Чтобы не нервировать особенно впечатлительных пассажиров.
Почему при взлёте и посадке требуют открывать шторки на окнах
Открывать шторки на иллюминаторах во время руления, взлета и посадки очень важно. Делается это в целях безопасности.
Причины необходимости открытия шторок в начале и конце полета:
- Своевременное обнаружение внештатной ситуации. Взлет и посадка являются наиболее аварийно-опасными этапами перевозки. Открытие полимерных шторок дает возможность определить опасность и сообщить об этом пилотам или бортпроводникам.
- Создание естественного освещения. На начальном и завершающем этапах авиапутешествия свет в салоне отключают. Поступление освещения извне помогает пассажирам быстрее адаптироваться к создавшимся условиям.
- Облегчение работы спасателей в случае экстренной ситуации. Обзор салона дает возможность людям за бортом оценить ситуацию внутри и быстрее сориентироваться, как необходимо действовать.
- Ориентировка пассажиров в пространстве. Обзор происходящего за бортом поможет сделать правильную оценку положения самолета по отношению к поверхности земли.
- Защита от травмоопасных ситуаций. В условиях чрезвычайно жесткой посадки пластмасса может треснуть и отколоться. Острые куски разлетятся и поранят сидящих рядом пассажиров.
Вопрос — ответ
И еще пара моментов, которые могут заинтересовать пассажиров воздушного судна.
Почему в самолете нельзя открыть окно
На большой высоте распахнуть иллюминатор не получится из-за давления, которое будет этому препятствовать.
Что будет, если все-таки на высоте 10 км над землей и выше открыть окно?
Возникнет резкий перепад давления в связи с его разницей внутри и снаружи самолета. Это спровоцирует образование воздушного потока огромной силы, сравнимого с взрывной волной. Вещи будут летать по салону, нанося травмы пассажирам, которых к тому же будет выкидывать из корпуса лайнера наружу.
Давление может спровоцировать боль и кровотечение из ушей и носа. Будет невероятно холодно, и кислорода будет не хватать. Потребуется использование кислородных масок.
Важно! Их следует надевать сначала на себя, а затем детям и остальным людям.
Кроме всего перечисленного, более чем вероятны серьезные повреждения конструкции воздушного судна.
Зачем пилотам в кабине самолета открывающиеся окна
Основное предназначение иллюминатора в пилотском отсеке — использование в качестве запасного аварийного выхода. Также в случае заклинивания двери открывающееся окно станет для пилотов единственным вариантом покинуть судно в экстренных случаях, применив в случае необходимости спасательный трос. Справиться с дверным проемом поможет топорик, предназначенный для подобных целей.
Но иногда на это просто не хватает времени. К слову, пуленепробиваемая дверь штурманского отсека массивная, весит около 45 кг и снабжена кодовым замком.
Важно! Открывать окно в воздухе рекомендуется на высоте не более 3 000 м, предварительно создав разгерметизацию салона.
Дополнительные функции открывающихся окон в кабине пилотов:
- Мытье лобового стекла.
- Общение с наземным персоналом.
- Проветривание кабины при несрабатывании системы кондиционирования.
- Открытие во время полета в случае обледенения или повреждения лобового стекла (столкновение с птицами, град, вулканический пепел).
- Выставление национального флага при перевозке спортсменов.
Внимание! В авиалайнерах типа Airbus A350, Boeing 787 иллюминаторы в кабине пилотов не открываются. Их заменяют люки в потолке.
Как оказалось, с пассажирскими авиалайнерами связано много интересных фактов, не известных подавляющему большинству людей. Зная особенности конструкции воздушных судов, рассмотренные в данной статье, легче сориентироваться и сохранять спокойствие во время возникновения непредвиденных ситуаций на борту. А это поможет в случае необходимости быстро среагировать на опасность и оказать помощь остальным пассажирам.